Проект «URPAGNEXT»
Миссия:Формирование эффективной модели единого воспитательного пространства, через создание уловий для развитие гормоничной личности с активной гражданской позицией.
Ожидаемый результат:
- применение приемов для развития саморегуляции;
- благоприятные условия для творческого развития личности;
- использование инновационной деятельности для развития гармоничной личности;
Шаги реализации:
- Анализ и оценка результативности образовательно – воспитательного процесса;
- Методическое сопровождение;
- Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов через своевременное прохождение курсов повышения квалификации;
Направления работы:
- Реализация девяти направлений воспитательной работы заместителя директора по воспитательной работе школы;
- Социально-психологическое направление;
- Дополнительное образование;
- Нравственно-духовное образование и интеграция предмета самопознание в единый образовательный процесс;
- Методическое сопровождение:
-Курсы повышения квалификации;
-Конкурсы областных и республиканских этапов; -Областные семинары по актуальным темам образовательно-воспитательного процесса;
-Методическая помощь и сопровождение молодых специалистов, психологов, социальных педагогов, воспитателей, вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе.
Целью воспитательной работы является формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества.
Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
Поэтому для достижения поставленных цели и задач в проекте URPAQNEXTучаствуют подпроекты:
- «Я – патриот» (КГУ «Средняя школа № 10» г.Петропавловск);
- «Семь чудес Подгорья» (КГУ «Средняя школа №14 им. Ю.А.Гагарина» г.Петропавловск);
- «Достыстық» (КГУ «Средняя школа №9» г.Петропавловск)
- «Ашық жүрек» (КГУ «Благовещенская образовательная средняя школа» Жамбылского района);
- «Волшебные двери сердца» (КГУ «Явленская средняя школа №1» Есильского района).
Пояснительная записка
Современный этап развития общества характеризуется общекультурным кризисом и сопровождается усилением бездуховности, разрушением нравственных ориентиров, распадом духовных ценностей. Индивидуальная духовная культура зависит от степени включенности личности в социум. В частности, для личности школьника -это включенность в процесс обучения как процесс творческой самореализации и самоутверждения. Концептуальным должен стать вопрос об идеале образованного человека, гражданина с активной позицией; не только специалиста и профессионала, но и широко образованной культурной личности. Гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Все это негативно сказывается, прежде всего, на формировании личности подрастающего поколения. Основная причина данной сложившейся ситуации, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей. В этих условиях резко возрастает требование к воспитанию гражданственности, как интегративного качества личности, определяющего ее гражданскую зрелость и уровень социального развития.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Философы, психологи, социологи, педагоги с тревогой отмечают, что инфляция гражданских и патриотических ценностей молодежи является одним из тревожных симптомов современности. Это говорит не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости возрождения системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодежи.
В связи с этим ключевой задачей социального развития личности является воспитание гражданственности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл. Воспитание гражданственности как ценностного ядра сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. В педагогическом словаре понятие «гражданственность» определяется как нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны. Формирование гражданственности – задача гармоничного развития молодежи, решение которой без целенаправленного воспитания невозможна.
Воспитание гражданственности представляет собой целенаправленный процесс формирования у личности культуры гражданственности, базовой идеологии, политических и нравственных убеждений, выбор профессии и формирование перспективы жизни. Анализ воспитательного процесса в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию гражданской идентичности и ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Это находит выражение в отсутствии продуманной стратегии воспитания гражданина, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности молодежи в социально активные виды деятельности.
Структура гражданственности личности, по нашему мнению, должно включать следующие компоненты:
•когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
•ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности),
•эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
•деятельностный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).
Соответственно выделенной структуре гражданственности, можно определить следующие требования к результатам формирования активной гражданской позиции которые могут рассматриваться как показатели воспитанности гражданственности:
• создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание Конституции РК, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно общественных отношений, сформированность правового сознания;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах Казахстана;
• освоение общекультурного наследия и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.